Прогресс
цивилизации зависит исключительно от одаренных людей - это
известно. Не секрет и то, что черты характера, свидетельствующие
о творческом потенциале, можно (и нужно!) обнаружить достаточно
рано. Однако в какой степени творческие импульсы ребенка укоренятся
в его характере, зависит от родителей. Семья способна развить
или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в период его
дошкольного развития.
Как
распознать у ребенка незаурядные способности?
Частые
проявления одаренности - ранняя речь и большой словарный запас
плюс необыкновенная внимательность, ненасытная любознательность
и отличная память. Хотя не все талантливые дети сызмальства
поражают родителей этими данными. Профессионалы устанавливают
одаренность ребенка по следующим критериям: выдающийся интеллект,
хорошая обучаемость (схватывает информацию на лету), творческое
мышление, нетривиальные способности в области искусства...
Можно
ли помочь одаренным детям?
В
свое время Джон Гауэн предложил серию полезных советов родителям,
заботящимся об умственном здоровье и счастье своих детей:
- создайте ребенку в его поисках безопасную психологическую
базу, к которой он мог бы возвращаться, если будет вдруг напуган
собственными открытиями;
- поддерживайте стремление ребенка к творчеству
и проявляйте сочувствие к ранним неудачам - первый блин, как
известно, комом;
- будьте терпимы к кажущимся вам странными идеям,
уважайте любопытство ребенка. Старайтесь отвечать на все его
вопросы, даже если они представляются на первый взгляд дикими,
бестолковыми;
- оставляйте ребенка одного и позволяйте ему,
если он того пожелает, самому заниматься своими делами. Избыток
опеки мешает творчеству. Желания и цели детей принадлежат
им самим, поэтому родительская помощь может порой восприниматься
как нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные
дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком
настойчивы в стремлении разделить с ребенком радость живого
творческого воображения;
- помогайте ребенку учиться строить систему ценностей,
чтобы он умел уважать себя и свои идеи наряду с чужими идеями
и их авторами. Тогда он тоже будет ценим другими людьми по
достоинству;
- удовлетворяйте базовые человеческие потребности
в безопасности, любви, уважении к себе и окружающим. Без этих
"банальностей" человек, не способен достичь высот
самовыражения;
- помогайте справляться с разочарованием и сомнениями,
когда понимание со стороны сверстников отсутствует. Нужно,
чтобы ребенок сохранил творческий импульс, находя награду
в себе самом и меньше переживая о том, признан ли он окружающими.
Дневники известных творческих личностей помогут понять, что
он не одинок в своей борьбе. Правда, официальные биографии,
написанные восхищенными учениками, склонны преуменьшать эксцентричность
и отчуждение великих творцов;
- постарайтесь объяснить, что на многие вопросы
не всегда можно ответить однозначно. Требуются время и терпение.
Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении,
не отторгая идеи, создающие умственный дискомфорт;
- помогайте ребенку ценить в себе творческую личность.
Однако его поведение не должно выходить за рамки приличий.
Карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной,
но в то же время весьма недоброй;
- помогайте ребенку познавать себя, чтобы он случайно
не упустил мимолетную предсознательную идею. Проявляйте симпатию
к первым неуклюжим попыткам донести ее до окружающих;
- помогайте ребенку стать разумным авантюристом,
полагаться порой в познании на риск и интуицию. Ведь именно
так подчас совершаются настоящие открытия;
- поддерживайте необходимую для творчества атмосферу,
помогая уменьшить социальные трения и справиться с негативной
реакцией сверстников. Чем шире мы открываем возможности для
созидания, тем плотнее закрываются клапаны агрессивного поведения.
Ребенок, лишенный позитивной творческой отдушины, может направить
свою энергию в абсолютно нежелательном направлении;
- постарайтесь найти своему чаду "компаньона"
такого же возраста и способностей. Возможно, придется потратить
немало сил и времени, но это лучше, чем позволить ребенку
замкнуться и избегать общения.
По
материалам журнала "Лиза"
|